Результаты конкурса "Мой любимый учитель"

Институт развития образования Кировской области совместно с министерством образования Кировской области с 27 февраля по 20 марта 2023 года провели областной конкурс школьных сочинений «Мой любимый учитель». Конкурс был инициирован губернатором Кировской области Александром Соколовым.

Конкурс проводился по следующим номинациям:

номинация «Мой любимый учитель»
номинация «Мой любимый наставник»
номинация «Учитель с большой буквы»
номинация «Учитель – профессия будущего»

Подведение итогов состоялось 30 марта в музее Константина Циолковского!


Среди победителей в номинации «Мой любимый учитель» сочинение Навалихиной Анастасии, ученицы 8Б класса «Кировского физико-математического лицея», 


"Гармония трех сердец" 


Если из школы уйдет созвездие учителей, спустя
некоторое время слава школы погаснет.

Шалва Александрович Амонашвили,
советский, грузинский и российский педагог.

«Если звезды зажигают – значит, это кому-то нужно. Значит, кто-то хочет, чтобы они были», – так звучат слова Владимира Маяковского. Ученик – это как раз маленькая звездочка. Но надо, чтобы ее кто-то зажег. И делает это учитель! Он-то и есть Вифлеемская Путеводная звезда, озаряющая учеников, ищущих свою дорогу в жизни, и делающая их путь светлым, верным и радостным.

Но бывают и редкие, причём счастливые исключения, когда ученика сопровождает не одна, а две звезды, образующие великолепное созвездие, частички которого, дополняют друг друга и становятся единым целым. Земля и Небо, Инь и Янь, белое и черное. И как приятно осознавать, что именно ты, а не кто-то другой, стала причиной рождения этого нового созвездия. «Как это произошло?» – спросите вы. Интересно? Тогда расскажу обо всём по порядку.

У каждого человека есть (или был) любимый предмет. Почему урок становится любимым? Иногда – из-за учителя, который все показывает и объясняет очень наглядно и просто, так, что поймет каждый. Иногда – из-за интереса к данному предмету. Ведь как хорошо бывает, когда ученик вовлечен в урок, когда у ребенка горят глаза в ожидании занятия, когда он изучает дополнительный материал в книгах и интернете, когда ходит в различные предметные кружки и секции. У меня есть такой предмет, даже два. Имена им – русский язык и литература. Конечно, их немного больше, но здесь я хочу рассказать именно про два этих предмета.

Так получилось, что учитель, о котором я повествую, не ведет у меня эти предметы, к большому моему сожалению. Но именно этот человек привил мне любовь к литературе в первую очередь. Это Архангельская Юлия Викторовна.

Однажды я заметила, что у меня хорошо получается писать тексты, и мама предложила мне поучаствовать в конкурсе сочинений. Я уже не вспомню, как он назывался. Но поскольку мама – учитель химии, а не литературы, ее коллега предложила посмотреть мои тексты. Так я и познакомилась с Юлией Викторовной. Она помогала мне с моими работами. Подкидывала идеи для новых рассказов и сказок, предлагала конкурсы и олимпиады, а вместе мы правили и переделывали сочинения, и все больше и больше знаний появлялось в моей голове.

Например, что в текстах, где описывается природа, нужно больше эпитетов, сравнений, метафор. Что в сказках с научным содержанием нужны прилагательные, но уклон должен быть, соответственно, на науку. Что не нужно ставить многоточия там, где это неуместно. Что нужно уметь подбирать синонимы, дабы избежать повторов… продолжать можно до бесконечности. Юлия Викторовна, как Полярная звезда, помогает найти дорогу к написанию хорошего текста.

Чем мне нравится Юлия Викторовна? В первую очередь, терпением. А его нужно много, когда ты ищешь чужие ошибки и пытаешься найти возможные варианты их исправления. Во-вторых, добротой и отзывчивостью. Юлия Викторовна – очень светлый, добрый, открытый человек. В-третьих, конечно, владением языком. Как учителю русского языка и литературы обойтись без этого качества? Никак. Нужно уметь красиво говорить, писать, составляя буквы в витиевато сплетенные узоры предложений, нужно уметь объяснять, но объяснять правильно. Не срываясь на крик при каждой ученической ошибке, не спеша, но и не медленно, так, чтобы ребенок понял. Так учитель направляет школьника на верный путь, который впоследствии приведет к цели.

Но, как уже ранее написала, я настоящая счастливица, поскольку мой путь озаряет не одна звезда. Вторая – это та, что, казалось бы, освещает путь каждого ребёнка. Конечно, речь о маме. Она у меня удивительная! Вы спросите: «Почему?» Не только потому, что она моя мама, нет, а потому что она… является учителем химии. Удивительно? Ничего удивительного, в общем-то, и нет! Ведь мама не просто учитель химии, она лучший учитель на всём звёздном химическом небе. Навалихина Ольга Викторовна. Она вместе с Юлией Викторовной и вопреки мифу о несовместимости физиков и лириков очень помогала мне с сочинениями. Чтобы удалось написать рассказ о любознательном щенке, она объяснила, что такое ржавчина, и, несмотря на то что не любит биологию, рассказала о том, как появляется бабочка. Все химические сказки, написанные мной, были созданы по ее инициативе. Путеводная звезда своей мудростью, открытостью, добротой, ставит передо мной новые и новые задачи, рождает мечты и при этом открывает новые, ранее неведомые грани предмета.

Именно мама и Юлия Викторовна – две звезды, которые стали созвездием, чтобы помочь мне достичь того, о чём я на самом деле мечтаю. И даже то, что мы теперь представляем разные лицеи, мы с мамой – физико-математический, а Юлия Викторовна – лицей естественных наук, это никак не мешает нам продолжать творить что-то, выходящее за рамки обычных школьных сочинений. Наше творческое единство доказывает одно: на самом деле нет общепринятого противостояния физиков и лириков, гуманитариев и людей с техническим складом ума. Когда речь заходит о педагогах, верящих в тебя и твои возможности, это и неважно. У нас получилось достичь гармонии – вот что главное! Юлия Викторовна и Ольга Викторовна помогают писать, понимать текст, чувствовать слово, даже несмотря на, казалось бы, совершенно разные школьные предметы, которые они преподают. О таком удивительном соединении писал ещё Пушкин:

                                        Они сошлись. Волна и камень,

                                        Стихи и проза, лед и пламень.

                                        Не столь различны меж собой.

                                        Сперва взаимной разнотой

                                        Они друг другу были скучны,

                                        Потом понравились; потом…

                                        И вовсе стали неразлучны.

Помните, я вначале говорила про созвездие? Так вот, мы втроем «стали неразлучны». Вообще, когда я начинаю говорить о звездах, мне на ум сразу приходит Орион, а если точнее, то его пояс. Минтака, Альнилам и Альнитак образуют его. Так и хочется сравнить! Но я не могу, потому что Минтака находится выше, а в соединениях звёзд ведь нет главных, потому что без каждой из нас это творческое созвездие созвездием бы уже не было.

Получается, что великий поэт Маяковский поразительно прав: «Если звезды зажигают – значит, это кому-то нужно. Значит, кто-то хочет, чтобы они были». Но эти строчки не о ночном небосклоне и звездах, а о людях, для которых наставничество как зажигание новых «звёзд» стало просто необходимым на жизненном пути.