Задание к уроку литературы на 22 января 2020 года

Прочитайте стихотворение Лермонтова "Смерть поэта" и ответьте на вопросы:

І . Какие главные мысли и чувства выражены в этом произведении? Разделите стихотворение по замыслу автора на пять частей.

1. Гибель поэта, затравленного светским обществом.

2. Убийца Пушкина.

3. Глубока скорбь , вызванная гибелью поэта.

4. «Свободы, Гения и Славы палачи».

5. Вера в неизбежное возмездие убийцам.

ІІ. Вместо предложенных заголовков подберите цитатные .

Работа над первой частью стихотворения .

Гибель поэта, затравленного светским обществом.

1. Прочитайте первую часть и определите непонятные вам слова и выражения. Используйте  «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.

2. Какие мысли и чувства заключены в первом предложении «Погиб Поэт!» Почему это предложение восклицательное? Почему глагол «погиб» стоит на первом месте? Почему слово «Поэт» Лермонтов написал с большой буквы?

3. Какие глаголы- синонимы , повторяющиеся глаголы усиливают впечатление от страшной вести о гибели поэта? Прочитайте их.

4.Какими словами Лермонтов выражает свободолюбивый характер поэзии Пушкина? Прочитайте эти строки.

5.С помощью каких слов показана гениальность Пушкина?

6. Почему, сообщив вначале , что поэт погиб , автор дважды повторяет «убит!» ?

7. Почему Лермонтов, говоря о гибели Пушкина , пишет : « Увял торжественный венок» ?

8. Как вы думаете, почему в первой части так много вопросительных и восклицательных предложений?

9. Прочитайте выразительно всю первую часть.

Работа над второй частью стихотворения

1. Прочитайте первые четыре строки второй части. Как характеризует Лермонтов убийцу Пушкина? Выделите слова, которые характеризуют его именно как убийцу?

2. Как вы понимаете строки: "Не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!"..

3. Почему Лермонтов пишет не « на кого» , а « на что»?

Работа над третьей частью стихотворения

1. Прочитайте следующие строки третьей части. Какими четырьмя вопросами Лермонтов выражает глубокое сожаление? О чем он сожалеет? Вспомните из биографии Пушкина , к какому периоду жизни поэта это относится.

2.В каких стороках и как характеризуется высший свет и Пушкин?

3. Что говорится о последних днях Пушкина?

4.Прочитайте третью часть выразительно. Передайте в чтении скорбь и сожаление , гнев и печаль.

Работа над четертой и пятой частями стихотворения

1. Прочитайте последние 16 строк стихотворения и ответьте:

а) Какое уничтожающее имя дал поэт тем, кто стоит у трона, кто приближен к царю?

б) Почему Лермонтов говорит, что они « Свободы, Гения и Славы палачи»? Как вы понимаете эти слова?

в) Найдите и прочитайте слова, углубляющие характеристику «палачей», придворгого общества, близкого к царю.

2. Как вы думаете, может ли царь быть справедливым, особенно если он окружил себя людьми недостойными?

3. А как об этом говорит Лермонтов?